Поиск по сайту

Черемховское районное
муниципальное образование

Нелегальная занятость

14.11.2025 Памятка при трудоустройстве

Сектор по труду отдела экономического прогнозирования и планирования администрации Черемховского районного муниципального образования напоминает, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 66 Федерального закона от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений - это нелегальная занятость.

Лучший способ избежать нелегальную занятость это знать свои права, а именно:

·                     трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами, один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя (статья 67 ТК РФ);

·                     в трудовом договоре должен быть указан размер заработной платы, график и место работы, а также указывается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, дата начала работы, гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (если работник принимается на такую работу),условия труда на рабочем месте и условие об обязательном социальном страховании работника (статья 57 ТК РФ);

·                     при фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трёх рабочих дней со дня фактического допущения к работе (статья 67 ТК РФ).

Обращаем внимание, что в случае не оформления или ненадлежащего оформления трудового договора Вы не сможете получить:

·                     своевременную выплату заработной платы в полном объеме (статья 136 ТК РФ);

·                     оплату больничного листа (статья 183 ТК РФ);

·                     оплата отпуска (статья 136 ТК РФ);

·                     оплату расчёта при увольнении (статья 140 ТК РФ);

·                     социальные гарантии, связанные с простоем, сокращением, обучением, рождением ребёнка;

·                     компенсацию вреда, причинённого несчастным случаем на производстве, профессиональным заболеванием (статья 184 ТК РФ).

О случаях нарушении вопросов соблюдения трудового законодательства работодателями Черемховского района необходимо обращаться по телефону «горячей линии» 8 (39546) 5-02-81.


11.02.2025 Анкета Форма для прохождения тестирования 


11.02.2025 Самозанятые 1 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон № 422-ФЗ «О налоге на профессиональный доход». С 1 июля 2020 г. действие налогового режима распространено на Иркутскую область (Закон Иркутской области от 29 мая 2020 года № 45-ОЗ).


11.02.2025 ЧТО ТАКОЕ НЕЛЕГАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ КОНКРЕТНОГО РАБОТНИКА И ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ

Нелегальная занятость (или «теневая», «серая» занятость), иногда также называемая «левой работой», — это вид занятости в неформальной экономике, когда факт установления трудовых отношений между работником и работодателем скрывается от официальных властей. Обычно эти отношения скрываются по инициативе работодателя или работника для того, чтобы не платить налоги или обойти тот или иной закон. В этом случае расчёт обычно производится наличными, зачастую работодателя не интересует прошлое работника и его документы.

Нелегальную занятость можно определить, как «любые виды трудовых отношений, основанные на устной договоренности». Не секрет, что некоторые работодатели в целях экономии и ухода от налоговых и других обязательных платежей, принимая работника, отказывают ему в оформлении трудовых отношений, то есть предлагают ему работать «в чёрную». Да и многие работники предпочитают работать без официального оформления.


11.02.2025 МЕРЫ ПО ЛЕГАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Нередко при осуществлении трудовых функций работники сталкиваются с нарушением их трудовых прав. Например, когда при фактическом допуске к работе работодатель отказывается оформлять трудовой договор или вместо трудового договора оформляет гражданско- правовой, хотя заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения, не допускается (ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 16, абз. 2 ч. 1 ст. 21, ч. 2 ст. 67 ТК РФ).
Также распространенной является ситуация, когда работнику выплачивается «серая» зарплата. При этом, как правило, в трудовом договоре устанавливается размер зарплаты, равный минимальному размеру оплаты труда, а остальная часть денежных средств выплачивается наличными. Эта часть не учитывается при начислении отпускных и пособия по нетрудоспособности, с нее не уплачиваются налоги (абз. 5 ч. 1 ст. 21, абз. 6, 7 ч. 2 ст. 22, ст. 133 ТК РФ).

 Что же делать работнику, если работодатель не оформил с ним трудовой договор, а также если работнику выплачивается «серая» зарплата?


Уважаемые граждане! Важно знать! 27.09.2024 Уважаемые граждане! Важно знать!

Для того чтобы не было проблем по вопросам своевременной выплаты заработной платы, использования очередного отпуска, возможности получения оплаты за листок нетрудоспособности, сохранения трудового стажа и других гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, при трудоустройстве на работу необходимо найти информацию о своем потенциальном работодателе. На каких условиях производится оформление на работу? По трудовому договору, гражданско-правовому договору, либо по устной договоренности. Ответы на Ваши вопросы Вы можете получить у работодателя, в кадровой службе данного предприятия, из других источников.


27.09.2024 Постановление Правительства Иркутской области от 5 июля 2024 г. N 517-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 19 апреля 2016 года N 238-пп" В соответствии с Федеральным законом от 12 декабря 2023 года N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2024 года N 571 "Об утверждении Положения о создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости", руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области постановляет: 1. Внести в постановление Правительства Иркутской области от 19 апреля 2016 года N 238-пп "О межведомственной комиссии по снижению теневой занятости населения, легализации трудовых отношений и обеспечению соблюдения трудового законодательства в отношении граждан предпенсионного возраста в Иркутской области" (далее - постановление) изменения


27.09.2024 Берегите деньги


Неформальная занятость.jpg



27.09.2024 ИНФОРМАЦИЯ работодателям о недопустимости нарушения трудового законодательства при трудоустройстве работников, расчете и выплате им заработной платы

Рисунок2.jpg

Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области не наделено полномочиями по официальному разъяснению положений нормативных правовых актов в сфере трудового права, вместе с тем хотим обратить внимание работодателей.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
Статьей 56 ТК РФ определено, что трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя.
Несмотря на то, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен, заключение трудового договора является необходимым и обязательным действием со стороны работодателя в целях защиты прав работников и соблюдения действующего законодательства.
Нарушение указанных требований влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), согласно которой уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Также в настоящее время актуальной является проблема нарушения трудового законодательства в части установления, расчета и выплаты заработной платы работникам.
В соответствии с определением, приведенным в статье 129 ТК РФ, заработная плата представляет собой вознаграждение за труд. Право каждого работника на своевременное получение заработной платы закреплено в статье 2 ТК РФ.
Одним из основных принципов регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В первую очередь необходимо отметить, что согласно статье 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) определяются в трудовом договоре.
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При этом отдельные хозяйствующие субъекты с целью снижения затрат идут на нарушение действующего законодательства.
Так, в трудовых договорах может указываться небольшой размер заработный платы, едва превышающий размер минимальной оплаты труда или прожиточного минимума, а остальная зарплата выдается работникам на руки без официального оформления.
Указанное действие является нарушением действующего законодательства и приводит к нарушению не только трудовых прав работника, получающего такую «серую» заработную плату, но и к снижению поступления налога на доходы физических лиц, а также во внебюджетные фонды.
В соответствии со статьей 136 ТК РФ, заработная плата выплачивается работнику не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Невыплата работодателем заработной платы в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором является нарушением действующего трудового законодательства.
Для работника, получающего зарплату в конверте, законодателем также предусмотрена ответственность. Прежде всего, физическое лицо при получении дохода, с которого не был удержан налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), обязано самостоятельно до 30 апреля следующего года задекларировать такой доход и до 15 июля уплатить налог в бюджет (подпункт 4 пункта 1, пункт 4 статьи 228 и пункт 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации). Если это не сделано, налоговый орган вправе взыскать с работника НДФЛ, исчисленный с неофициальной части зарплаты, и начислить пени.
Если выплата заработной платы задержана на срок более 15 дней, то в любой день после этого работник может приостановить работу до момента ее выплаты, письменно известив об этом работодателя. Это является одной из форм самозащиты трудовых прав (статья 379 ТК РФ).
Важно отметить, что закон не освобождает работодателя от обязанности выплаты работнику заработной платы даже в том случае, если из-за финансовых трудностей работа организации временно приостановлена.
Проверки соблюдения своевременности выплаты заработной платы на постоянной основе проводятся Государственной инспекцией труда в Иркутской области и органами прокуратуры.
Задержка выплаты заработной платы и другие нарушения оплаты труда влекут за собой материальную, административную и уголовную ответственность.



24.04.2024 В регионах создадут межведомственные комиссии по борьбе с серыми зарплатами

Постановление Правительства России от 03.05.2024 № 571

Правительство России утвердило Положение о создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости (далее – Положение). Этот документ вступил в силу 12 мая 2024 года. Создание таких комиссий предусмотрено ст. 67 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" для борьбы с нелегальной занятостью сотрудников и серыми зарплатами.

В межведомственную комиссию субъекта РФ войдут представители:

·   органов исполнительной власти субъекта РФ;

·   территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (например,  МВД России, ФНС России, Роструда);

·   государственных внебюджетных фондов;

·   общероссийских объединений работодателей;

·   объединений профессиональных союзов;

·   других органов и организаций.

В заседаниях межведомственной комиссии могут принимать участие представители органов прокуратуры. При этом в состав комиссии они не входят (п. 3 Положения).

Обратите внимание, что межведомственная комиссия является координационным органом. Полномочий по государственному контролю (надзору), а также муниципальному контролю у нее нет. Иначе говоря, она не вправе проводить проверки работодателей и привлекать их к ответственности за нарушения. Однако такая комиссия будет собирать различную информацию о работодателях и направлять ее контролирующим органам для принятия необходимых мер.

Межведомственным комиссиям предоставлены, в частности, полномочия (п. 13 Положения):

·   запрашивать в ИФНС информацию о работодателях, в т. ч. сведения, составляющие налоговую тайну. Перечень таких сведений утвержден приказом Минтруда России от 02.02.2024 № 40н. Подробнее об этом мы писали здесь;

·   запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов информацию, включая персональные данные и сведения (в т. ч. об использовании работодателями объектов недвижимости для предпринимательской деятельности без регистрации в качестве организации или ИП; о возможном использовании труда граждан без оформления трудовых отношений и заключении гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения, и др.);

·   рассматривать на заседаниях ситуации, связанные:

o с нелегальной занятостью граждан;

o выплатой работникам месячной заработной платы ниже МРОТ;

o с подменой трудовых отношений гражданско-правовыми, в том числе при взаимодействии с самозанятыми.

Таким образом, межведомственные комиссии субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости будут заниматься предупреждением нарушений законодательства работодателями.

 






Дата последнего изменения: 27.09.2024 17:00
00:00